Михаил Тульский, "Политическая аналитика" (tulskiy) wrote,
Михаил Тульский, "Политическая аналитика"
tulskiy

Categories:

Раскол в руководстве российских мусульман: 1994—2004 годы (окончание)

начало здесь

Дискуссия о ваххабизме

16 сентября 1999 года Народное собрание (парламент) Дагестана принял закон "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД", а председатель Госсовета республики М. Магомедов подписал его 22 сентября. В статьях 2—3 этого документа зафиксировано: "Обучение граждан РД в религиозных учебных заведениях за пределами РД и РФ допускается только по направлению органа управления республиканской религиозной организации, согласованному с государственным органом по делам религий РД" и только "по учебным программам, утвержденным органом управления республиканской религиозной организации. Лица, преподающие религиозные дисциплины в религиозных образовательных учреждениях или в частном порядке, должны иметь религиозное образование и осуществлять свою деятельность с разрешения органа управления республиканской религиозной организации". Кроме того, статья 5 предусматривает: "Лица, виновные в нарушении требований статей 1—4 настоящего Закона, если их действия не влекут предусмотренную законодательством уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в виде административного ареста на 15 суток или штрафа в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда".

2 октября в Уфе прошел пленум (совет муфтиев) ЦДУМ, по итогам которого принято заявление, вызвавшее широкий резонанс: "При поддержке Духовных управлений мусульман европейской части России, азиатской части, так называемого Бугурусланского муфтията, ДУМ Республики Татарстан зарубежные проповедники противостоят традиционно умеренному и просвещенному Исламу, проповедуя и внедряя нетрадиционные формы и течения, которые вызывают конфликты и столкновения между их последователями… От того, каким станет результат противостояния духовенства и приходов ЦДУМ с новоявленными псевдорелигиозными структурами, зависят долгосрочные социально-политические перспективы взаимоотношений мусульманского сообщества с государством". Это заявление подписали Т. Таджуддин, муфтии (ЦДУМ) Чувашии, Удмуртии, Татарстана, Марий Эл, Ульяновской, Челябинской и Курганской, Свердловской, Астраханской, Самарской, Пермской, Волгоградской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Московской, Кировской областей, Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа, Беларуси, Эстонии, Латвии, Литвы и даже независимого от ЦДУМ Духовного управления мусульман Сибири. Небезынтересно также, что один из подписавших заявление, глава мусульман Эстонии А. Харрасов, в 1992—1994 годах был активным членом ВКЦ.

Лишь после такой атаки на него Гайнутдин, в августе говоривший о необходимости "исключительно мирного решения этого острого конфликта", а 1 октября выступавший "против нанесения авиаударов по Чечне", заявил (16 октября в Волгограде) о поддержке военных действий России в Дагестане: "Мы будем бороться с проникновением в глубь России "ислама" радикального толка и призываем верующих мусульман исповедовать традиционный ислам, главные постулаты которого осуждают войны, братоубийство, насилие".

20 октября, перед началом заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, Таджуддин отметил: "Под видом благотворительных мусульманских фондов в Россию проникают религиозные экстремисты, которые распространяют здесь идеи нетерпимости… Некоторые зарубежные студенты, обучающиеся в исламских институтах нашей страны, принимают участие в подобных движениях".

Обострение борьбы между СМР и ЦДУМ повлияло на поведение "попутчиков" Гайнутдина и Аширова. Так, 15 октября ДУМ Тюменской области Г. Бикмуллина вышел из ДУМАЧР и из СМР, 11 ноября он заключил с муфтием Ханты-Мансийска Т. Саматовым (ЦДУМ) договор о сотрудничестве (позже Бикмуллин заключил подобное соглашение и с ДУМАЧР). А к весне же 2002 года, по словам Саматова, Бикмуллин наиболее дружественные отношения поддерживал с Казанским муфтиятом Исхакова.

14 ноября Таджуддин принял участие в телепрограмме "Итоги" (НТВ), где заявил о пособничестве ваххабизму со стороны СМР. Однако наиболее ярким и содержательным было его выступление на научно-практической конференции "Войны будущего и пути их предотвращения" в конце ноября: поведав об истории проникновения ваххабизма в страну, он перешел к современности: "В России немало пособников ваххабитов. Это Московский муфтият, Духовное управление мусульман азиатской части России, Бугурусланский муфтият, Духовное управление мусульман Татарстана. Московский муфтият недавно получил гуманитарную помощь из-за рубежа на 1 млн долл. — а это и летние ваххабитские лагеря, и ваххабитское духовенство".

30 июня 2000 года состоялось заседание СМР, посвященное возможному законодательному запрету ваххабизма в РФ. В принятом по его итогам обращении Таджуддин назван раскольником, первым распахнувшим двери для псевдоисламских миссионеров после того, как в январе 1992 года заключил договор с Исламским банком развития на 1,5 млн долл. (Фактически на 1,4 млн долл., из которых "ведомство" Таджуддина получило лишь 0,4 млн, причем в первой половине 1992 года, когда все нынешние противники Таджуддина работали под его руководством.) В том же заявлении прозвучал протест против законодательного запрета ваххабизма.

Вскоре Гайнутдин передал в СМИ заявление, косвенно оправдывающее ваххабизм. "Ваххабизм — это официальная идеология Саудовской Аравии, где нет ни терроризма, ни экстремизма, которые основывались бы на ваххабизме. Ваххабизм основан на учении Корана и Сунны Пророка. Принятие в России какого-либо закона о запрете ваххабизма будет означать ущемление прав и конституционных свобод наших граждан-мусульман. В начале 1990-х годов несколько сот наших молодых людей поехали в институты и университеты Королевства Саудовской Аравии. Потому что Королевство Саудовской Аравии оплачивало все расходы пребывания наших студентов и подготовило наших студентов". "Ваххабизму приписывается сплошной негатив, но на самом деле ситуация сложнее. Ваххабизм — это учение, основанное на Коране и Сунне. В нем нет ни намека на экстремизм, терроризм. Более того, они осуждаются".


Война в Ираке и "джихад" Таджуддина

На митинге, организованном "Единой Россией" 3 апреля 2003 года в Уфе в знак протеста против войны в Ираке, Т. Таджуддин сказал: "Вы знаете, что такое "буш"? Буш — это "пустой" (с арабского. — М. Т.), пустой, пустой Буш! А пустышки надолго не остаются! Их сметет Бог, их сметет история, вовеки веков пусть не будет таких пустых правителей в этом мире!.. Народ Ирака стоял и будет стоять!.. У нас Бог есть, единый, мы его Богом, Аллахом зовем, ему мы будем поклоняться. Надоел нам этот зеленый доллар, то сюда менять, то туда менять — на хрен пошел этот доллар вместе с Бушем! Я не ругаюсь, это Бог взывает через мои уста!.. Американцы в этой полосатой робе, как их флаг, — заключенные со всего мира уже 200 с лишним лет в Америке находятся. И сегодня эти разбойники вырвались на свободу, в клетку их, в клетку американцев! Мы рады, что президент наш, выбранный, избранный Богом и народом, прекрасно понимает и все по уму делает, ибо с 19 марта сего года третий Рим — это Москва! Четвертому Риму не бывать! Потому что неправильно было бы присоединиться к этим казематчикам в полосатых штанах со звездочками на заднице, вы знаете, они же и плавки такие одевают, куда звездочка придется, не знаю, сзади или спереди, такие люди не могут быть гарантами мира никогда! Один правитель, Александр II, продал за 7 миллионов золотом Аляску, вот они сейчас аппетит большой имеют. Через Ирак, оттуда они хотят проверять потом Иран, потом Азербайджан, Армению, потом к своей проститутке Шеварднадзе заглянуть. Оттуда захотят результаты референдума в Чечне проверить и потом посмотреть, а где у нас сколько нефти, сколько золота, сколько лесов, и заодно помочь разрезать все наши ракеты. Еще извиняюсь, но скажу: хрен — им! Центральное духовное управление сегодня ночью объявило священную войну за свободу Ирака и мира. Вы поддерживаете? Все, кто хочет там воевать за Бога, за Ирак, за мир и свободу, пусть записывается в эти отряды. Кто там в нейтралитете, можем организовать здесь отряды, у себя, любого американца, любого англичанина и всех их прихвостней будем хватать, отводить в милицию как шпиона и продавать Америке по 1,5 млн долл. каждого. Из этих денег можно повысить стипендию студентам, построить больше спортплощадок и обучать восточным единоборствам".

Присутствовавшие на митинге студенты многократно прерывали это выступление эмоциональными возгласами одобрения. После столь темпераментной "речи предыдущего оратора" зампред ДУМ Башкортостана Аюп Бибарсов даже не стал выступать, хотя до того и собирался. Под крики восторженной молодежи "Муфтий, мы тебя любим!" спустившегося с трибуны Таджуддина окружили журналисты, которым он сказал: "Исламское Центральное духовное управление мусульман России, мусульман Святой Руси сегодня ночью единогласно приняло фетву об объявлении священной войны за свободу Ирака и всего мира".

Одна из журналисток спросила: "В чем будет проявляться этот джихад?"

— Я не буду это объяснять, потому что это военная тайна, но у нас есть рычаги, как воздействовать на Соединенные Штаты, Великобританию и их прихвостней, потому что это Антихрист, а против Антихриста надо стоять всем миром. Мы, мусульмане и православные христиане, ждем второго пришествия Иисуса Христа, но перед ним должен был появиться Антихрист, вот сейчас и есть.

— Вы думаете, это повлияет?

— Очень даже, Вы увидите это в ближайшие два-три дня, я думаю, даст Бог.

— А каких результатов Вы ожидаете?

— Я ожидаю, что один из авианосцев потонет. И потом они все уйдут. И Америки не станет, она распадется на пятьдесят штатов.

Слово "джихад" Таджуддин не произнес, это "сенсационное" слово вложили в его уста журналисты. "ЦДУМ приняло постановление об объявлении джихада (священной войны) США. Он отметил, что фатх (постановление) об объявлении джихада какой-либо стране принято в истории России XX—XXI веков второй раз. В первый раз джихад был объявлен российскими мусульманами Германии в 1941 году, сказал Таджуддин. "У мусульман России есть действенные рычаги воздействия на США. В частности, мы будем образовывать фонд из пожертвований и на эти деньги закупать оружие для борьбы против Америки и продовольствие для народа Ирака", — сказал муфтий. Он подчеркнул, что результаты священной войны мусульман можно ожидать уже в течение 2—3 дней. Объявленный ЦДУМ джихад США поддержали участники прошедшего в Уфе митинга, — сообщил в 15 часов 3 апреля "Интерфакс". В сообщении "Интерфакса" эти слова, произнесенные на митинге, перемешаны с ответами на вопросы журналистов, к ним добавлены и слова об оружии, которых нет в аудио- и видеозаписях. А в материале ИТАР-ТАСС, переданном в тот же день в 16 час. 52 мин., повторено сообщение "Интерфакса", но есть и дополнение: "В Исламском духовном управлении в Уфе, которым руководит Талгат Таджуддин, сообщили, что "никаких официальных заявлений от имени Исламского духовного управления по этому поводу не было".

После предупреждения Генпрокуратуры (4 апреля) от заявлений муфтия начали открещиваться накануне аплодировавшие ему лидеры Башкирского отделения "Единой России" и ДУМ республики (входящее в СМР Гайнутдина). Все муфтии СМР осудили "джихад Таджуддина", называя Верховного муфтия чуть ли не сумасшедшим, но джихад, объявленный С. Хусейном, они считали нормальным и поддерживали "борьбу иракского народа". В этом плане показательно поведение А. Бибарсова, который процитировал В. Путина: "Америка — наш стратегический партнер". Но когда автор этих строк спросил заммуфтия, а хотел бы он видеть Америку партнером России, Аюп-хазрат ответил: "Конечно, лично я хотел бы видеть партнером России не США, а Францию и Германию". Муфтий Исхаков тогда же сказал с долей цинизма: "Чего сейчас джихад Америке объявлять — дня через два-три война закончится поражением Ирака". А хуже всех относящийся к Таджуддину Н. Аширов отметил: "Плохой человек испортил хорошую идею".

4 апреля Гайнутдин подписал официальное заявление СМР: "Озвученный муфтием Талгатом Таджуддином план закупки мусульманами России оружия для войны с США является первым ярким доказательством своевременности федерального закона "О противодействии экстремизму". Если раньше проявления экстремизма на религиозной почве в нашей стране имели частный характер, то теперь целое духовное управление мусульман объявило неподчинение российскому законодательству. Совет муфтиев России целиком и полностью поддерживает усилия Президента России В. В. Путина". Ни до, ни после того Гайнутдин не демонстрировал восторга по поводу вступления в силу Закона об экстремизме…

В тот же насыщенный событиями день, 4 апреля, заместитель Таджуддина М. Хузин встречался с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и с главой Администрации президента А. Волошиным (Таджуддин в то время "заболел" гриппом и отключил все телефоны). После этого Хузин сказал: "Таджуддин объявил духовный джихад, который состоит из четырех аспектов: осуждение агрессии США против суверенного государства; поддержка действий президента РФ по мирному урегулированию иракского кризиса; сбор средств для оказания гуманитарной помощи Ираку; отключение телевизоров, когда идет демонстрация американских, английских, канадских фильмов".

14 апреля в резиденции СМР состоялось расширенное заседание, на котором была принята фетва, осуждающая Таджуддина. В работе заседания приняли участие Р. Гайнутдин, Н. Аширов, М. Бибарсов, И. Шангареев, муфтии Ульяновской области Ф. Алиуллов и Мордовии Р. Халиков, заместители муфтиев Татарстана, Башкортостана и Нижегородской области В. Якупов, А. Бибарсов и Д. Мухетдинов. Независимые от СМР муфтияты представляли лишь председатель ДУМ Коми В. Гаязов и муфтий Чечни А. Шамаев. Остальные шесть муфтиев Северного Кавказа не поддержали Р. Гайнутдина. В этой фетве Таджуддина объявили "лжепророком", так как "сделанное Таджуддином предсказание, что в ближайшие два-три дня один из американских авианосцев потонет, а Америки не станет, так как она распадется на 50 штатов, является лжепророчеством… Требовали объявить, что отныне никто из мусульман не вправе совершать с Талгатом Таджуддином совместно намаз и следовать каким-либо указаниям и советам с его стороны". Таджуддин прокомментировал принятое решение следующим образом: "Это все равно, что один дворник снимает другого" и даже послал в газеты факс с кукишем на фоне фетвы СМР.

Степень серьезности "отлучения Таджуддина" была проверена 12 мая в московском ресторане "Капитан Немо" на праздновании по поводу вступления в должность нового председателя Координационного совета мусульман Северного Кавказа И. Бердиева. Перед совместной трапезой все присутствовавшие на ней мусульмане помолились — молились и недалеко стоявшие друг от друга Таджуддин и Хузин, Аширов, Шамаев и Ниязов.

На совещании по религиозному образованию (оно проходило 17 апреля в Кремле) заместитель руководителя Администрации президента В. Сурков пригласил к себе муфтиев Северного Кавказа и СМР, но не пригласил муфтиев ЦДУМ. По словам Аширова, Сурков во всеуслышание объяснил это тем, что после объявления джихада "никаких дел с Таджуддином иметь в принципе невозможно". Эти слова замглаы Администрации президента подтвердили и сотрудники ДУМЕР, уточнившие, что на совещании у Суркова 17 апреля "делились деньги" на религиозное образование, и Сурков (кстати, чеченец по отцу, взявший фамилию матери) полностью согласился с резкой критикой Гайнутдина в адрес Таджуддина.

22 апреля Совет улемов ЦДУМ Таджуддина осудил фетву СМР, сделав вывод, что объявление Таджуддина вероотступником — призыв к его убийству: "Известно, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Того, кто поменяет свою религию (т.е. отступится от Ислама) — убейте его… однако лидеры ЦДУМ не боятся угроз: мы уже получали подобные повестки от небезызвестного Шамиля Басаева". В заявлении также подчеркнуто: "Достойна уважения позиция молодого и перспективного имама Мемориальной мечети Москвы Шамиля Аляутдинова, который не только не согласился с "фетвой" Гайнутдина, но и покинул "расширенное" заседание".

На пленуме ЦДУМ (30 апреля, Уфа) муфтии выразили полную поддержку Т. Таджуддину: "В связи с распространением "Советом муфтиев России" документа об объявлении Главы ЦДУМ вероотступником… признать реальную угрозу жизни Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина". А Мухаммат Таджуддинов (сын Верховного муфтия, назначенный муфтием Башкортостана в составе ЦДУМ) и Хузин подписали соответствующее обращение к главам МВД и ФСБ России и Башкортостана. В работе пленума участвовали сам Таджуддин, 16 муфтиев ЦДУМ, лидеры региональных отделений ЦДУМ в Тюмени и Латвии, все 14 имамов-мухтасибов ЦДУМ в Башкортостане, члены Общественного совета ЦДУМ и руководство Исламского института. Муфтии Свердловской, Самарской областей и Удмуртии прислали своих заместителей — А. Мухамадиева, Р. Бадрукшина и Х. Шакирова. Зампред ЦДУМ ямало-ненецкий муфтий Ф. Салман доверил право представлять свое духовное управление Хузину. От Астраханской и Оренбургской областей, Литвы, Эстонии и Украины поступили только поздравительные телеграммы (астраханский муфтий — один из двух зампредов ЦДУМ). Глава независимого ДУМ Коми Гаязов, присутствовавший на заседании СМР 14 апреля, прислал на пленум своего заместителя Ф. Максютова, который одобрил все решения ЦДУМ (а его начальник — решения СМР). В работе пленума участвовал и председатель Совета по делам религий Кабинета министров Республики Башкортостан Анвар Муратшин — вместе с ним итоговое заявление подписали 47 человек.


Шаг к объединению?

Ситуация, в которой Гайнутдин из "защитника ваххабитов" трансформировался в "борца с экстремизмом", а "борец с ваххабизмом" Таджуддин стал "проповедником джихада", не позволяла продолжать идеологическую борьбу между "гайнутдиновцами" и "таджуддиновцами" — любые взаимные обвинения отныне всерьез бы не воспринимались.

Вероятно, именно невозможность дальнейшей полемики подтолкнула лидеров российских мусульман к пониманию того, что им необходимо объединяться. К тому же Кремль по-прежнему демонстрировал лояльность к обеим противоборствующим группировкам, пригласив на инаугурацию Путина 7 мая 2004 года и Таджуддина, и Гайнутдина, призвав их к объединению.

В результате усилий Кремля 20 мая 2004 года Бердиев, Гайнутдин и Таджуддин подписали совместное заявление о создании Объединенного совета духовных управлений мусульман России по противодействию экстремизму и терроризму, а также выразили решительную поддержку и всемерное содействие усилиям государства и Президента РФ В. Путина. Таким образом, впервые за всю историю раскола лидеры трех основных группировок российских мусульман объединились в общий Совет…

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments